Новости

Балансировка колес

— Зачем балансируют колеса?

— Насколько важна точность балансировки?

— Какой бывает дисбаланс колес?

— Какой дисбаланс считается нормальным?

Многие автолюбители часто не задумываются о важности такой нехитрой процедуры, как балансировка колес, не уделяя ей должного внимания. А ведь автопроизводитель рекомендует производить балансировку колес не реже 2-х раз в год (перед зимним и летним периодом) или каждые 10 000 км. Пробега.

Вряд ли сегодня остались еще автолюбители, которых нужно убеждать в том, что балансировку шин делать нужно обязательно. При этом, далеко не все, к сожалению, понимают и осознают роль, которую играет балансировка в обеспечении безопасности движения и потому, уделяют слишком мало внимания качеству балансировки (в т.ч. выбору шиномонтажной мастерской), а так же качеству шин и дисков, которые предлагаются на рынке.

Зачем балансируют колеса?

Ответ на этот вопрос знают если не все, то во всяком случае большинство автолюбителей: масса колеса должна быть равномерно распределена относительно центра, и тогда вибрация колеса будет сведена к минимуму. Но зачем это нужно, и как это может повлиять на долговечность, безопасность, комфорт и прочие важные для нас моменты? Если не вдаваться в детали, упрощенный ответ на этот вопрос может выглядеть примерно так: в случае, когда колесо не уравновешено во всех осях симметрии, возникают неуравновешенные центробежные силы с разными векторами приложения, что создает вибрацию колеса и разнонаправленные нагрузки на ступицу. Это, в свою очередь, приводит к следующим последствиям:

— Под воздействием непредусмотренных автопроизводителем нагрузок, несущие узлы подвески гораздо быстрее изнашиваются (в первую очередь обычно страдают подшипники ступицы), а при существенном увеличении таких нагрузок может возникнуть угроза внезапного разрушения данных узлов.

— Последствия потери колеса на большой скорости, думаю, в дополнительных разъяснениях не нуждаются.

— Вибрирующее колесо имеет значительно худшее сцепление с дорогой (нестабильное пятно контакта), что приводит к худшей управляемости и увеличению тормозного пути. Все это существенно снижает уровень безопасности вождения.

— Неравномерность нагрузки на протектор вследствие вибрации колеса приводит к существенному снижению ресурса шины – покрышка просто быстрее изнашивается.

— Сильная вибрация переднего колеса передается на руль, что создает дискомфорт для водителя.

Насколько важна точность балансировки?

Неуравновешенная масса колеса при его вращении создает собственную центробежную силу, с собственным вектором приложения. Вспоминаем школьный курс физики: формула вычисления центробежной силы:

F=mw²R

Где m – в нашем случае – неуравновешенная масса, w – угловая скорость (скорость вращения), R – радиус удаления неуравновешенной массы от оси вращения. Видим, что величина центробежной силы зависит от скорости вращения, неуравновешенной массы и радиуса от оси до неуравновешенной массы. Исходя из этого, можно сделать следующие выводы: при увеличении скорости, губительное действие и все негативные последствия не отбалансированного (некачественно отбалансированного) колеса существенно возрастают, наибольшее влияние на общее состояние колеса имеет шина, ибо именно она наиболее удалена от оси вращения. Таким образом, чем выше средняя скорость движения автомобиля, тем более критично качество балансировки колес и опаснее последствия некачественной балансировки.

Какой бывает дисбаланс колес?

Дисбаланс бывает статический и динамический. В обоих случаях речь идет о несовпадении осей вращения и инерции (последняя проходит через центр тяжести колеса). Попробуем расшифровать эти термины доступным языком. Статический дисбаланс возникает в случае, когда ось вращения колеса параллельна оси инерции и центр тяжести не находится на оси вращения (масса колеса неравномерно распределена по длине окружности). В этом случае, надев колесо на свободно вращающуюся ось, можно наблюдать, как колесо сделает несколько маятниковых движений и остановится тогда, когда центр тяжести колеса будет в самой нижней точке. Динамический дисбаланс возникает тогда, когда центр тяжести находится на оси вращения, но ось инерции не совпадает с осью вращения, пересекая ее под определенным углом (масса колеса неравномерно распределена по его ширине). В этом случае, определить дисбаланс можно только во время вращения колеса. Именно динамический дисбаланс колеса ликвидируют мастера путем установки компенсирующих грузовиков с обоих сторон обода диска в определенных местах.

Какой дисбаланс считается нормальным?

Разумеется, сделать идеальное колесо невозможно, а поскольку речь идет о наборе диск-шина, то качество колеса в сборе напрямую зависит от качества каждой из этих составляющих. Поэтому, существуют некие диапазоны – допуски, в пределах которых существующий дисбаланс считается доступным.

Оборудование или человеческий фактор?

Что больше влияет на конечный результат балансировки колес, балансировочный станок, или квалифицированные мастера? В целом, и то, и другое в примерно одинаковом соотношении. Опытные мастера говорят, что «в нули» отбалансировать можно все, что угодно, но это еще не значит, что колесо при этом будет пригодно к безопасному использованию по назначению. Если квалификацию (отношение к работе) мастера Вы сможете оценить по косвенным признакам, то точность и состояние (калибровку) балансировочного станка, увы, никак. Поэтому старайтесь избегать балансировки колес в незнакомых Вам «придорожных» шиноремонтных мастерских – такую балансировку, скорее всего, придется перепроверить.